10272020Новость дня:

Этногруппа Айархаан

Этногруппа Айархаан

Якутская этногруппа Айархаан стали обладателями гран-при II Сибирского фестиваля мировой музыки «Саянское кольцо», и получила путевку в Польшу на Первый международный фестиваль «Магия голоса», где буквально очаровала публику и сама очаровалась диковинными исполнителями, прибывшими из разных стран. Для начала надо рассказать о фестивале «Саянское кольцо». Хотя бы для того, чтобы читатель понял, насколько солидным было приглашение в Польшу. Фестиваль начал свою работу в 2003 году под патронажем фонда «Культурное наследие Сибири» и при поддержке Артемия Троицкого, который стал постоянным председателем жюри. При таких покровителях фестиваль очень быстро завоевал славу лучшего в России, так как именно здесь независимое Европейское жюри выбирает лучших исполнителей в жанре «World Music». Сам Артемий о творчестве группы высказался так: «Я много раз слышал хомус, но чтобы он звучал как оркестр – слышу впервые». А красноярская пресса описала выступление группы как «ураган звуков, издаваемый якутскими хомусами, подменяющими собой виолончель, саксофон, электрогитару и не менее трети состава симфонического оркестра». Так,  благодаря мастерству руководителя групп Альбины Дегтяревой и легкой руке Троицкого хомус в устах «Айархаана» стал именоваться авангардным. В этом случае неудвительно, что музыкальный критик рекомендовал якутских исполнителей на Первый международный фестиваль в Польше и включил Альбину Дегтяреву в жюри «Саянского кольца». Кстати, кроме группы «Айархаан», Троицкий отправил на польский фестиваль (представлять Россию) не москвичей, а самых ярких исполнителей из Тывы, Алтая и Иркутска.

Триумфальное выступление

В Польше выступление группы должно было проходить в костеле, где звук буквально улетает ввысь. Наши девушки показали, что на якутском хомусе можно не только играть различные мелодии, но даже разговаривать! Они искуссно изображали голоса чаек, кукушки, глухарей, журавлей, ржание коня, погружаясь в удивительно красивый мир природы. Все представители жюри,  поляки и братья-тувинцы, и хакасы, для которых хомус далеко не новость, были просто потрясены: такого они не слышали никогда.

Мастер-класс участниц

После выступленияучастниц группы стали просить показать мастер-класс, чтобы она научила извлекать подобные звуки, для чего в Академии культуры тут же выделили аудиторию. Однако  выяснилось, что хомусы у них не те: у якутского более широкий диапазон и весьма богатый тембр. Так что ничего из этой затеи не получилось, и опечалившихся музыкантов пришлось успокоить обещанием, что в следующий раз Альбина Михайловна захватит с собой несколько инструментов якутских мастеров. Чем же наши мастера отличаются от иных? Оказывается, все дело в национальных традициях. А у якутов звукоподражание, что называется, в крови: оно непременно сопровождало культовые обряды и ритуалы, особенно в шаманских камланиях. У композиций «Айархаана», а на фестивале их было представлено несколько: «Легенда о мироздании», «Дыхание сердца», «Эхо веков» и другие, свой внутренний ритм. Они как бы «дышат» и пением птиц, и их полетом, и стуком копыт лошадей, и даже свистом ветра.

Пожалуй, выдающееся на фестивале, по-мнению участниц группы, так это признание коллег-тувинцев, славящихся своим горловым пением и гордящихся тем, что именно Тыва считается центром распространения тюркоязычных культур.

Поделиться

Похожие статьи