10142024Новость дня:

Поткин Владимир – изготовитель варганов из Томска

Владимир Петрович Поткин родился в Томской области 7 декабря 49-го г. 20 века. Дальнейшая судьба, как у каждого гражданина – кончил среднее образование, отслужил в армии, поступил в институт. Владимир учился в Томском ВУЗе радиоэлектроники, сейчас это ТУСУР – Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники. Когда ему исполнилось 30 лет, он приехал в Горный Алтай и, впоследствии, остался там жить. Изначально работал главным энергетиком в п. Верх-Уймон. В 86-м г. переехал в г. Горно-Алтайск, где живет и работает до сих пор.

Первые работы

Свои первые варганы Поткин сделал в период с 88-го г. по 93-й г. Они представляли собой подобие тувинских и якутских варганов. В течение пяти лет Поткин постоянно занимался изучением и слабых, и сильных сторон инструментов. Встречался с разными мастерами-изготовителями варганов, с мастерами игры на варгане, занимался изучением технологий создания. Кроме этого, исследовал материал для изготовления варгана и др.

После пятилетнего упорного изучения, в 93-м г. 20 века, была создана абсолютно новая технология производства варгана. В связи с этим были установлены задачи:

— язычковый идиофон во время производства должен быть технологичен;

— внедрить в него все преимущества варганов, используя прошлый опыт;

— необходимо чтобы в варгане можно было настраивать звучание;

— кардинально изменить технологию и принципиально создать новый уникальный варган.

Технология изготовления

В мастерской, кроме Владимира, работают два помощника, которые выполняют ручную и механическую обработку инструментов. Поткин отвечает за конечный результат и настройку звучания, за разработку технологий и настройку станков, за новые проекты варганов и др. Как говорит Владимир Петрович, что для создания варгана нужны золотые руки, поэтому он печник и электрик, строитель и проектировщик, фрезеровщик и т.д.

Мастерскую, в которой работают Поткин с два помощника, они построили самостоятельно за городом недалеко от леса и гор.

Несмотря на то, что варганы Поткина имеют вид штампованного фабричного инструмента, вся технология изготовления язычкового идиофона состоит из 80% ручного кропотливого труда и только 20% станочной обработки. Но самая основная задача во время изготовления варгана – настройка звучания, на которую уходит много времени. Потому что внешний вид инструмента может радовать только глаза, а его звучание влияет и на душу человека, и на его тело.

Технология игры

К глубокому сожалению мало кто знает, как должен звучать этот диковинный инструмент. Игра на язычковом щипковом идиофоне должна проходить легко и непринужденно. Звучание должно растворяться в музыканте, наполняя его, доставляющей удовольствие, вибрацией. Это как раз тот момент, когда хочется играть и играть на варгане. Неправильно и плохо настроенный варган не только издает бубнящие звуки, но и негативно сказывается на настроении. У каждого мастера существуют свои секреты настройки звучания.

Поделиться

Похожие статьи