05042024Новость дня:

Обряды народов Алтая

Заговоры, которые народы Алтая использовали во всех сферах своей жизни – в быту, при уходе и содержания скота, ритуальные речитации бурханистов, традиционные благожелания (алкыш), все это составляет обрядовые традиции алтайских народностей и сопровождает человека с момента зачатия и до самого погребения.
Речевая манера исполнения была свойственна бытовым заговорам и благожеланиям. Например, телеуты исполняли тонированной речью характерные для них заговоры чымыр. В скотоводстве действовал целый сонм заговоров сопровождающих мельчайшие события быта скота, в частности есть заговор самок домашнего скота отказывающихся кормить свое потомство, который пелся для всех видов домашних животных. У народностей Алтая не существовало как таковой системы календарного фольклора, присутствовали только разрозненные традиции, связанные с той или иной датой. Например, весенние песни табыр, исполняемые на Пасху, или рождественские песни урей, были у телеутов, кумандинцы передавали из поколения в поколение осенние обрядовые песни тамыр-томыр, целью которых было попросить плодородие Кочакан. В семейном фольклоре присутствуют уже всем привычные колыбельные, которыми укачивали детей (и попутно отваживали от них злых духов и защищали из сон), песни о колыбели камай кожонг, погребальные плачи сыгыт, свадебные песни куда кожонг, той кожонг, той сарын. Мелодика свадебных песен выделяется только у той сарын (телеутской свадебной песни), остальные вариации сходны с традиционной алтайской лирической песни.
Практически все обряды проводились с шаманом (кама), священные действа вершились под звук ритуального бубна, по которому специально колотушкой бил шаман. На бубнах рисовались схематичные изображения Вселенной с живущими в ней живыми и мертвыми существами. Рукоять бубна у алтайцев изображала человеческую фигуру.

Поделиться

Похожие статьи